Номер Оригинальное название Русское название Жанр Носитель
1005 
Les Miserables  Отверженные  Драма  4 DVD 
poster Описание: Франция, ХIX век. Жан Вальжан, освободившись после 20 лет каторги, куда был отправлен за кражу булки хлеба, поклялся вести честную жизнь. Но инспектор полиции Жавер убежден, что преступник всегда останется преступником, и место Вальжану в тюрьме. До скончания века. Несмотря ни на что, Вальжан становится удачливым промышленником и мэром провинциального города. Но неправедное правосудие вновь настигает его. Вместе с приемной дочерью Козеттой Вальжан бежит в Париж. Но и там ему приходится продолжить борьбу со своим неумолимым преследователем… 

Комментарии: Рецензия:
Монументальное полотно французского классика Виктора Гюго, 'Отверженные ', ставшее одним из величайших достижений литературного реализма, наверное, читали все. Хотя слово 'все ' в данном случае несколько ограничено - не знаю точно, но, по-моему, в школе его сейчас не проходят, и вряд ли многие подростки захотят по своей воле погружаться в мир этой тяжелой, сложной, многогранной и пугающе толстой книги. Но мне трудно представить, что много найдется взрослых, образованных взрослых, кто никогда не слышал о Гюго и его книгах. Гюго - это один из символов Франции, как и Эйфелева башня, как Арка Бонапарта, как Лувр, как Наполеон или Луи Де Фюнес. Его книги - это эпические описания французской жизни, охватывающие десятилетия французской и мировой истории, сотни характеров, сложнейшие политические и социальные преобразования. Представить без Гюго французскую литературу - это как нашу без Толстого или Достоевского, а Гюго без 'Отверженных ' - это все равно, что Толстой без 'Войны и мира '.
Грандиозный роман, полный боли и ненависти, приводил читателей в ужас и одновременно в благоговейный трепет, проводя их сквозь десятилетия через смрад войн и революций, через каторги и баррикады, через канализационные трубы, через нищету, болезни, смерть, несправедливость. Он пугал читателей своей реалистичностью, своей безжалостной правдой, которая беспощадно уничтожала положительных героев и цинично давала торжествовать отрицательным героям, вызывая у читателей волны возмущения и протеста. Это была бесстрашная правда, которая косила всех без разбора, правда, похожая на саму смерть. Немногие владели той правдой, что владел Гюго - Бальзак, Достоевский, Горький, Лесков, Драйзер... Главными героями этих мастеров, и самого Гюго, были люди, которыми мало кто интересовался, те, до судеб которых никому не было дела - отверженные, народное дно, презираемые и ненавидимые прочими социальными кастами, - каторжники, бродяги, нищие, калеки, сироты, убогие, преступники, ярмарочные шуты, - те, кто не могут бороться, те, кто ни во что не верит, потерянные, лишние люди, выпавшие из жизни, из истории, из памяти.
В поражающем своей масштабностью эпике он описывал падение нравов, несправедливость закона, жизнь низов, жуткий моральный упадок, жажду преобразований и неспособность достичь их. Миры Гюго ужасны - жестокость, часто неоправданная, кровавость, ненависть, страх. И люди его мира еще ужаснее. Что здесь, что в 'Соборе Парижской Богоматери ' - хорошие, честные, удержавшиеся от страшных дел люди - это лишь жалкие островки среди бушующего моря отчаянных, озлобленных, порочных, низких людей. Поэтому читать Гюго трудно. Особенно 'Отверженных ', читаешь и сам проникаешься болью писателя-демократа, глубоко страдавшего за весь тот ужас, что творился и творится на его Родине. Но это произведение высокого искусства НАДО прочитать, потому что именно такие книги способны формировать взгляд на определенные вещи, а не всякие бульварные книжонки, которые хоть и читаются легко, но и действуют только как слабительное.
* * *
Едва появился кинематограф, режиссеры и сценаристы стали искать вдохновения у Виктора Гюго. Тем более, что кино возникло во Франции, и французам принадлежало первоочередное право перенести свой культовый роман на кинопленку. Первые экранизации (скорее, стилизации) - практически ровесницы 20-го века. А последние на сегодняшний день наверняка еще где-нибудь снимаются, потому что роман этот, как и шекспировский 'Гамлет ', будет привлекать кинематографистов еще не одно десятилетие - слишком в нем много всего, он не под силу ни одному режиссеру, поэтому каждый режиссер, каждый сценарист находит в нем что-то своё, какую-то одну свою линию, по которой следует, предоставляя другим экранизаторам возможность снять по роману совершенно другое кино.
За сто лет, прошедшие со дня первой экранизации, кто только не пытался воссоздать миры Гюго и воплотить на экране образы его героев - режиссеры-классики, мастера пера и мастера камеры. Жана Вальжана, одного из основополагающих героев реалистической литературы, в разные годы играли величайшие звезды французского и мирового кино - Жан Габен, Ричард Джордан, Лино Вентура, Жан-Поль Бельмондо, даже Лайам Нисон. Это далеко не полный список, но я думаю, этих легендарных имен достаточно, чтобы понять, как актеры тянулись к этому роману, к этому герою. Ведь сыграть Вальжана хорошо - это, все равно, что хорошо сыграть Гамлета, 80%-я гарантия того, что твое имя останется в анналах истории мирового кино! А кто не хочет обессмертить свое имя? Кто угодно, только не Жерар Депардье.
Впрочем, ему меньше, чем кому бы то ни было стоит беспокоиться о своем имени - его сейчас в мире знают гораздо больше, чем Гюго и его роман. Имя великого французского актера идет далеко впереди его самого. На заре 21 века Депардье наконец-то удостоился чести стать новым Жаном Вальжаном, эта роль канонизировала Депардье в пантеоне богов экрана. Нет, это не лучшая его роль в кино, но одна из лучших. Нет, она не сделала его звездой, потому что трудно быть звезднее Депардье, но она перевела его из одного века в другой лицом не просто известным - лицом хрестоматийным. Я видел несколько экранизаций 'Отверженных ', но эта - лучшая после гениального фильма Жана-Поля Ле Шануа, где Вальжана играл Габен, и именно его манера игры наиболее близка Депардье. А быть лучшим за полвека - тоже достижение не для бездарей.
Впрочем, вряд ли можно сказать, что Депердье 'наконец-то доверили' сыграть Вальжана. К этой роли он себя почувствовал готовым сам, и сам стал одним из инициаторов грандиозного международного проекта 'Отверженные', превратившегося в 4-х серийный мини-сериал, собравший столько потрясающих актеров. Он стал продюсером фильма, он же позвал в фильм своих старых знакомых. Сначала Кристиана Клавье, с которым он составил блестящий комедийный дуэт в фильмах 'Между ангелом и бесом' и 'Астерикс и Обеликс против Цезаря', и который как раз на пороге 21 века изъявил желание отвязаться, наконец, от ярлыка 'второго Луи де Фюнеса ', и сыграть что-нибудь по-настоящему серьезное. Потом - Джона Малковича, с которым он работал над фильмом 'Человек в железной маске ' и который, благодаря своему поистине 'европейскому ' таланту все чаще стал появляться в европейских фильмах, где ему предлагали настоящие роли взамен Голливуда, где в Малковиче видят лишь харизматичных злодеев и негодяев в боевиках не лучшего качества. Но обо всем по порядку.
В последнее время французские мини-сериалы удивляют меня своим высочайшим качеством постановки. Мало какой высокобюджетный голливудский суперблокбастер может похвастаться таким качеством - и, главное, создателям этих мини-сериалов, как правило, не больше 5-и серий удается добиться и масштабности повествования, и воссоздать эпоху, и найти настоящих звезд, которые будут играть, а не халтурить, и не изменять первоисточнику, и сохранять интригу - и все это без крупных капиталовложений и грандиозных спецэффектов. Может быть потому, что в некоторой степени этот проект для многих слишком личный? Не знаю, но знаю, что такие фильмы, как 'Отверженные', 'Наполеон', 'Робинзон Крузо', несмотря на огромную длину метража, не отпускают от экрана ни на минуту, заставляют сопереживать героям и полностью растворяться в их мире. 'Отверженных ' я посмотрел 'залпом ' - за один день, я сел, хотел просто узнать уровень ленты, но не смог оторваться. То же самое со мной было и на 'Наполеоне ', когда 400-минутная сага Ива Симоно пролетела просто незаметно. Кстати, в 'Наполеон ', снятый несколько позже, но который я посмотрел раньше, в полном составе перекочевала основная троица Депардье-Клавье-Малкович, только на этот раз солировал Клавье, а Депардье и Малкович были на подпевках... Остается только ждать что-нибудь того же уровня с Джоном Малковичем в главной роли. Впрочем, я отвлекся.
Итак, 4 серии, которые получились из великого романа, уложились в моей голове. Я думаю, что меньше фильм делать было просто нельзя - иначе элементарно не почувствуешь духа книги, атмосферы времени, а просто будешь следить за схематично обрисованными событиями и главной интригой. Режиссер Жози Дайан снимала Депардье в других французских эпиках - сериале 'Граф Монте-Кристо' и фильме 'Бальзак', и прекрасно знала его возможности. Она предпочла сохранить не только фабулу романа, но и по максимуму передать нюансы, которые большинство режиссеров предпочитает упускать, памятуя об объеме книги. Так вот - 'Отверженные' образца 2000 года - это не схематичная иллюстрация к книге Гюго, сделанная для школьников, это вполне самостоятельное художественное произведение со своими отклонениями от книги и своей стратегией.
Можно долго спорить - насколько удачен фильм, как экранизация, но несколько вещей удались режиссеру блестяще. Во-первых, мир романа воссоздан с любовью и точностью в мелочах. Конечно, кроме профессиональных историков, никто не может сказать уверенно относительно фильма, но все, что в фильме есть, выглядит абсолютно достоверно - от цилиндров до происходящих событий. Мы переносимся во Францию начала 19-го века, видим ее не глазами стороннего наблюдателя, а участника событий - мы проживаем вместе с Вальжаном его долгий путь 'очеловечивания', ненавидим вместе с ним инспектора Жавера, презираем низость и подлость Тенардье, сочувствуем оставленной умирать на улице Фантин, всей душой болеем за унижаемую бедняжку Козетту, и едва ли не кричим знаменитому Гаврошу, которого вот-вот должна сразить вражеская пуля: 'Беги, глупый, прячься!' Каждый герой вызывает у нас свое отношение, потому что они очень разные и схематизма в изображении основных героев актерам и режиссеру избежать удалось, как это ни странно.
Во-вторых, роман Гюго был сперва о перерождении человека, а потом уже обо всем остальном - и актерам удалось сделать так, чтобы мы поверили в логичность и необходимость их поступков. Фильм, как и роман, очень психологичен, события его давят на психику, а героев не только видишь, их начинаешь чувствовать, пытаешься понять и объяснить. Режиссер не пошла по легкому, голливудскому пути 'все объяснить, упростить и разжевать '. Здесь нет ни одного однозначно хорошего и однозначно плохого героя, а страдают в фильме абсолютно все! В-третьих, прекрасно показан весь этот деградирующий мир, окружающий героев, фильм неутомимо борется с лицемерием, хамством, подлостью, невежеством и заставляет нас таки поверить хоть во временное торжество добра.
В чем отступления фильма? Как мне показалось, фильм грешит излишней романтизированностью персонажей и событий. Вся человеческая скверна, описанная в романе, немножко грешит 'Твенизмами' (как у Марка Твена - помните, был Геккльбери Финн, совершенно ирреальный, романтический мальчик-бродяга), слишком многое поставлено не на службу обличению, а любви. В фильме много красивых слов о любви, много лирики и достаточно много художественных приукрашиваний. И, хотя смотрится это естественно, полноценной картине, создавшейся после прочтения романа, это немного мешает.
В плюсах картины, безусловно, целостность повествования, чудом сохраненная во всех 4-х сериях. Все они смотрятся, как одно целое, и ничего лишнего здесь нет.
И, конечно, один из самых больших плюсов - непревзойденная актерская игра. В этом фильме довольно трудно выделить одного ЗАГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Здесь есть блистательный ансамбль, который не только оживляет героев, которых никогда не было, но и создает видимость объективной реальности. Конечно, среди 2-х десятков блестящих актерских работ, особняком стоят 5.
Жерару Депардье не привыкать играть персонажей культовых и эпических - Сирано де Бержерак, Ватель, Бальзак, Видок, граф Монте-Кристо и т. д. - все они требуют огромной самоотдачи и невероятного таланта, ведь сравнений здесь никак не избежать. Эпические роли близки Депардье, но роли, равной по важности Жану Вальжану, он еще не играл. Но ведь побеждают те, кто продолжает 'езду в неведанное ', идут в своих поисках за своей интуицией, через неудачи и трудности приходят к новому успеху... Депердье почувствовал себя готовым к этой роли, сыграл ее и не ошибся. Как я уже сказал, со времен Жана Габена никто не смог так точно и глубоко раскрыть сущность Жана Вальжана, и его многолетнее перерождение.
Депардье предстояло не просто сыграть роль - ему нужно было пройти со своим героем 40 лет сложной судьбы, полной лишений, горестей и постоянной борьбы. Но Жан Вальжан у Депардье - не столько лидер и борец, сколько человек, глубоко уверовавший в силу добра. Это неуклюжий увалень, 20 лет просидевштий на каторге за кражу буханки хлеба, и смотрящий на мир исподлобья - с ненавистью и обидой, начинает жизнь заново - с нуля, борется с самим собой, делает все, чтобы остаться человеком, хотя его путь проходит по дну жизни, среди отъявленных подонков и негодяев. А потом в его жизни всходит Солнце - это солнце - спасенная им от негодяев девочка Козетта, на которую вылилась вся невостребованная любовь его большого сердца - все то теплое, все хорошее, все честное и благородное, что в нем было. И, скрываясь от преследования, он без памяти любит свою Козетту, превращает ее в того человека, кем сам никогда не стал и уже стать не сможет - в чистую, незопятнанную никакими злыми помыслами душу, непорочную, ангельски прекрасную. Он не верит в закон, но он верит в человека, он верит в свою Козетту... И вот перед нами уже старик, единственная большая любовь которого сама влюбляется и собирается покинуть отчий дом, и это вызывает у старого Вальжана бурю негодований - он не может ее потерять, но он должен сделать все, чтобы она была счастлива! И ради нее он идет на баррикады, отыскивает ее любимого, спасает его от смерти... Героизм этого человека несколько эгоистичен, но огромен. Все наши симпатии на стороне этого бывшего каторжника, который сохранил главное - достоинство и честь. И Депардье сыграл все это великолепно.
Кристиан Клавье и Джон Малкович составили ему достойное противостояние. Клавье сыграл просто восхитительно самого мерзкого, порочного и отвратительного человечка, какого только можно вообразить. Этот подлец с бегающими глазками, готовый продать за золотую монету не только друзей, но и собственную дочь - это и есть то самое дно жизни, та самая людская скверна, та грязь, которая никогда не была человеком, и не нищета делает Тенердье злодеем - нет, богатство делает его еще более грязным и мерзким. В этом его сущность - он не понимает добра, во всех людях он видит только плохое, его гадкая душонка не может найти успокоения - он мстителен, мелочен, продажен, лицемерен... Это самый страшный герой фильма, он гораздо страшнее любого Жавера и любого буржуа, ненавидящего нищих, потому что, в отличие от Жавера, имеющего свою, пусть и черную цель, этот человечишка не имеет никаких целей, никаких принципов и убеждений. Он живет как крыса - питаясь отбросами и тут же в них гадя, да еще и обвиняя в этом всех вокруг. И Клавье становится олицетворением этой крысиной душонки - бегающие глазки, презрительный взгляд, готовый в любой момент стать либо зловеще жестоким, либо просящим и жалостливым, быстрые движения коротких рук, искривленный в подобострастной ухмылке рот, растрепанные волосы, громкие и пустые слова, визгливый голос. Трудно поверить, что это чудовище заставляет хохотать весь мир. Трудно поверить, что через 2 года этот актер сыграл самого Наполеона, причем так, что затмил всех, когда либо игравших императора! Кристиан великолепен - он играет того же Жакуя Пройдоху из 'пришельцев ', но на последней стадии морального разложения. И, если Жакуй был в своем невежестве и лицемерии смешон, то Тенардье - действительно страшен, потому что, в отличие от Жакуя, все свое зло он творит с умыслом.
Джон Малкович был прекрасен и отвратителен в роли инспектора Жавера. Его Жавер превратился в человека-тень, который есть всегда и везде, который не гнушается никакими грязными методами, но сам считает себя олицетворением закона. Жавер - это сумасшедший, псих, в котором ничто не может выдать его сумасшествия, ибо он всегда каменно спокоен. Что бы ни случалось вокруг, революция или чума, его голос не повышается, его руки не дрожат - у него всегда ледяной взгляд, твердая и неспешная походка, недвижимое лицо, не изображающее ровным счетом ничего, тихий и ровный голос, который говорит тем не менее так, что по лопаткам пробегает холодок и безразличие ко всему, кроме одного - погони за Жаном Вальжаном. И тут проявляется сумасшествие Жавера. Вальжан - это его идея фикс, его фишка, он всю жизнь, все цели, все положил на то, чтобы заточить Вальжана на каторгу. Жавер - это демон, это черный ангел Вальжана, не дающий ему забыть о том, что жизнь - это вовсе райский сад. Ему нет дела, виноват он или нет, он просто ДОЛЖЕН это сделать. Больше его не интересует ничего - пока Вальжан на свободе, Жавер живет и активно распространяет вокруг себя запах смерти. Он может все. Его энергия в правильных целях, его сила, его ум, его возможности - они вернули бы горы… Но все ушло в пустоту, истратилось на одну единственную идею больного рассудка. Это невероятный человек - едва речь заходит о Вальжане, его глаза приобретают безумный блеск, он превращается в дьявола, он меняется на глазах. И все это Джон Малкович. Никто не смог бы сыграть эту роль так точно и так ярко, как он.
Я бы был несправедлив, если б сказал, что в фильме больше нет заметных ролей. Это не так. Заметны здесь все. Прекрасная Шарлотта Гинсбур, сыгравшая несчастную мать Козетты, вынужденную торговать своим телом ради дочери, страдающую от этого очень глубоко. Ангельски, божественно прекрасная Вирджиния Ледуайен, сыгравшая взрослую Козетту, ставшая самим воплощением бескорыстной и настоящей любви. Азия Ардженто, сыгравшая Ипонин Тенардье - плебейку с черной душой, которая лишь на смертном одре осознала, сколько горя она причиняла и старалась причинять невинным людям. И многие, многие другие. Чтобы назвать картину 'полотном лучших мастеров французского экрана ' не хватает только Жана Рено и Пьера Ришара.
Я посмотрел 'Отверженных '. Это, без сомнения, настоящее произведение искусства. Значение этого фильма действительно велико - великолепная экранизация шедевра французской литературы, заставляющая думать, вспоминать, догадываться, - не должна оставить равнодушным ни одного человека! Это потрясающий эпический фильм про настоящих людей, лишенный 'голливудского лоска ', шума и помпезности. Он станет настоящим театром, находкой среди голливудских блокбастеров, похожих на цирк. Но к этому фильму нужно быть готовым, так же, как и к прочтению романа - надеясь развлечься, лучше не прикасаться к 'Отверженным ' в любом варианте!

 
Страна: Германия - США - Франция  Год: 2000  Продолжительность, мин:   Звук: Русский, French  Разрешение: 720x576 
Режиссер: Жози Дайан 
Актеры: Жерар Депардье, Кристиан Клавье, Джон Малкович, Вирджиния Ледуайен, Энрико Ло Версо, Шарлотта Гинсбур, Азия Ардженто, Вероника Феррес, Жанна Моро, Джованна Меззоджорно 
dating sites friends finder
статистика посещений
Hosted by uCoz